Белогорский Каменнобродский Свято-Троицкий монастырь (Волгоградская область)
В XIX веке одним из красивейших и богатейших монастырей Нижнего Поволжья являлся стоящий среди живописных меловых гор с их таинственными пещерами, среди древних могучих дубов Белогорский Каменнобродский Свято-Троицкий монастырь (Ольховка).
Он ведет свое начало с 1860 года, тех пор, как в Каменном Броде (Ольховский район) была основана Свято-Троицкая Каменнобродская женская община, когда помещик и надворный советник Петр Иванович Персидский выделил ей для основания 455 десятин своей земли со старым дубовым лесом (официально эта земля будет подарена позднее его женой). Со всех сторон это место окружено меловыми белыми горами, на берегах Иловли стояли вековые дубы, и стелился можжевельник. На северо-западной окраине слободы Ольховка находится курган, называемый Святой горой или Святой могилой, а возле него бьёт родник. Старожилы рассказывают, что когда-то здесь стояла церковь, ушедшая под землю от истовых молитв иноков Каменнно-Бродской Белогорской обители.
История будущей обители началась с того, что П.И. Персидский едет из Ольховки в Москву, где приобретает три иконы: Преображения, Богородицы и Богородицы Всех скорбящих радости и две большие иконы Троицы в серебряном и золотом окладах. Вернувшись, помещик поделился с женой Серафимой мыслью об основании общины, и та, поддержав её, сама включилась в работу. Она поехала в Саратов к епископу Иоанникию, и получила благословение на строительство. Владыка предложил ей первую настоятельницу. Сначала общинники числом до 60 человек жили в частном доме с. Каменный Брод недалеко от Ольховки. Но вскоре число сестер возросло до 90 человек.
Рядом с Ольховкой они обнаружили незамерзающий целебный источник, всего же насчитали 9 родников (даже радоновый и сероводородный), вода некоторых из них наполняла специальный бассейн. Продолжалось строительство - монахини возвели хлев для крупного рогатого скота, конюшню, свинарник, птичник, пекарню с келейной и избой для пекарей, появилась и гостиница для паломников. Разрасталась монастырская слобода, где жили паломники и местные служки и приказчики.
На 1887 г. здесь подвизаются 9 монахинь и 7 послушниц. Укрепление духовной, хозяйственной и людской базы общины привело к рассмотрению дела по переименованию Каменно-Бродской женской общины в общежительный монастырь с именем Белогорского Николаевского. Но вернулись к этому вопросу позже - лишь в 1903 г. духовные власти утверждают название смену статуса общины в Ольховке и название Белогорский Каменнобродский Свято-Троицкий монастырь.
В 30-е годы Белогорский Каменнобродский монастырь (Ольховка) находился в заброшенном состоянии, но, по рассказам местных жителей, здесь скрывались несколько монахов. Позднее были разрушены храм и многие здания монастыря. На территории обители в здании крестильни разместилась МТС с парком тракторов, а в здании трапезной держали скот. Во время войны в Белогорском Каменнобродском монастыры устраивают госпиталь, а после – государственный конезавод.
Возрождение Белогорского Каменнобродского монастыря в Ольховке началось с приездом сюда 20 августа 1991 г. архиепископа Волгоградского и Камышинского Германа, привезшего сюда иеромонаха Савву. Сейчас оставшиеся 6 зданий восстановлены, действует и церковь в одной из построек. В ней хранится чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Всех Скорбящих Радости». На кирпичах сохранившейся части ограды можно увидеть надпись «М.С.С.» (монастырь святых сестёр), а на уцелевшем надгробном камне следующие слова: «Под сим камнем покоится настоятельница Каменнобродской женской обители монахиня Афанасия, в миру - Марфа Николаевна Филиппова». Эта подвижница умерла в возрасте 68 лет, 52 из которых отдала служению Богу и людям.
Одной из самых главных достопримечательностей Белогорского Каменнобродского монастыря являются пещеры, вырытые в меловой горе чуть ли не во времена монголо-татарского ига.
По преданию, в пещерах Белогорского Каменнобродского монастыря близ Ольховки было три яруса, по словам старожилов, ранее из самого храма или других построек обители можно было пройти в меловые пещеры, по пути миновав даже подземный ручей. Также они описывали подземную залу, куда попадали через колодец первого яруса, и в центре которой находился выточенный из мела круглый стол. Вокруг стола из мела были выточены сидения, в его центре находилась выточенная также из мела большая чаша с маслом или святой водой, а по краям стояли небольшие чаши с маслом (очевидно лампады). По воспоминаниям стариков в ходах были келии, в которых подвизались затворницы.
Лабиринты строились таким образом, чтобы в случае опасности их можно было затворить. Находили в них, по словам местных жителей, даже замурованную лодку. Но здесь и терялись, бывало, дети, откапывавшие старые входы в подземелье. Сохранились десятки автографов, как хулиганов или туристов, так и верующих или монахинь дореволюционного времени. На дне же колодца, уходящего на второй уровень, видны залежи песка. Сегодняшние послушники Белогорского Каменнобродского монастыря эпизодически расчищают колодец, находя здесь старые куски воска, обломки медной кружки для сбора пожертвований, монетки начала XX в. и т.п. вещи.
Получить хотя бы краткое представление о сегодняшнем состоянии пещер Белогорского Каменнобродского монастыря можно из работ исследователей-спелестологов К. Э. и Ю. В. Полевых: «Пещеры при Белогорском Каменнобродском монастыре… имеют вход с восточной стороны, разветвление ходов соответствует четкой ориентации по сторонам света. Сами пещеры также занимают весьма удачное стратегическое положение, что неоднократно констатировалось исследователями на других примерах для данной категории памятников.
От входа просматривается обширная открытая местность, склон достаточно крут, а возможный выход в балку, по другую сторону холма, давал возможность максимально полного контроля местности. От входа в пещеры идут три основные галереи в северном, южном и западном направлении, выход ориентирован на восток. Первый ярус представляет собой пещерный комплекс общей протяженностью около 200 м. По воспоминаниям старожилов из них был выход в балку по другую сторону холма. Этот выход не обнаружен. Так же среди местного населения распространены мемораты о существовании второго яруса, который шел до с. Ольховка, Михайловка и т.д.».
Также на землях Белогорского Каменнобродского Свято-Троицкого монастыря в Ольховском районе имеется памятник природы - дубы-великаны. Возраст дубов - от 300 до 400 лет, величина крон у некоторых из них более 20 м., высота - 15 м., а диаметр стволов - 2 м. В средней полосе нечасто таких великанов встретишь, а для здешних мест эта уникальная дубовая роща - удивительное чудо.
Привлекают множество верующих и несколько святых источников с различной на вкус и запах водой – от сероводородной до серебряной.
У одного из источников находится бассейн, выложенный бутовым камнем. В него собирается вода из родника. Здесь купаются летом и подают воду на монастырский огород. Недалеко – заброшенная купальня.
До последней достопримечательности в районе Ольховки, «Святой могилы», от села Каменный Брод несколько километров. Находится она на землях Белогорского Каменнобродского Свято-Троицкого монастыря, в километре от нее — монастырский лес. Красивой легендой окутана небольшая сопка. Рядом ни деревца, ни кустарника. Стоит на сопке крест, видимый с проходящей около холма дороги. Рассказывают, будто семь с половиной веков назад был в этих краях князь Александр Невский.
С просьбой к татарскому хану: облегчить тяжелый труд русских невольников, занятых устройством каменного брода через полноводную реку Иловлю. Шатер княжеский стоял на этой сопке. А когда по дороге домой князь заболел и скончался, на вершине ее забил родник. Совсем недавно строители восстанавливающегося Гусевского монастыря обнаружили уничтоженный советскими войсками священный источник с целебной водой. Нашли же его по рядом стоящему дереву, своей крестообразной формой как бы символизирующему святость этого места.